Translate

суббота, 17 октября 2015 г.

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И МИР ПРОФЕССИЙ

   Понятие «профессия» достаточно широкое и означает род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки. Постоянно растущие потребности людей, жажда знаний приводят к развитию науки и техники, что, в свою очередь, обусловливает появление новых потребностей, а вместе с ними и новых профессий. Увеличение объема знаний, возрастание требований общества к результатам труда привели к появлению внутри профессий более узких видов деятельности, называемых специальностями. Например, профессия юриста включает такие специальности, как адвокат, прокурор, судья, внутри которых, в свою очередь, существует еще более узкая специализация: адвокат по гражданским делам, по уголовным, судья по делам несовершеннолетних, прокуроры, занимающиеся расследованием экономических преступлений, организованной преступности и т. п.
    Понятие «должность» ýже, чем понятие «профессия» и даже «специальность». Должность — это трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и т. д. Например: профессия — учитель, специальность — история и обществоведение, должность — директор школы. Впрочем, в данном случае должность может быть и «учитель основной и старшей школы».   
   Сегодня социологи говорят о новом явлении в российской жизни — «избыточном образовании». Суть его в том, что, с одной стороны, в общей численности безработных увеличивается количество людей с высшим образованием, а с другой — растет число выпускников вузов, работающих не только не по специальности, а на должностях, которые вообще не требуют высшего образования.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

   Сегодня в нашей стране по окончании учебного заведения молодые люди не получают гарантированного трудоустройства, как это было еще два десятилетия назад. Молодой специалист должен трудоустраиваться самостоятельно. 
   Первое, что позволит успешно соперничать на рынке труда, — это качество образования. Требуется владение практическими навыками, для ряда профессий — коммуникативными умениями и многим другим, что ценится сегодня работодателями. Еще одним условием, способствующим успешному трудоустройству, является наличие хотя бы небольшого стажа работы.  Поэтому желательно начать работать еще во время учебы. Это тяжело, зато приобретается трудовой стаж. Можно освоить умения, которые невозможно приобрести без практики, быстро обнаружить пробелы в получаемых знаниях, что придает учебе более осмысленный характер.  

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

   В наши дни престиж профессии формируется под воздействием средств массовой информации, а также произведений современной литературы, кино. Чаще всего мелькают на экранах телевизора, становятся главными героями кинопроизведений следователи, адвокаты, политики, экономисты, финансисты, артисты эстрады, тележурналисты, телеведущие. Примерно так же выстраивается и шкала предпочтений современных выпускников школ. Значимым мотивом в выборе профессии также является привлекательность содержания образования, того круга учебных дисциплин, которые предстоит изучать в вузе.
   Выбирая профессию, необходимо по возможности более четко представлять, чем придется заниматься, возможный круг обязанностей, плюсы, минусы, возможные сложности. Это позволяет сделать профессиограмма,которая является описанием профессии и дает информацию как о ее особенностях, так и об особенностях профессиональной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

  Социально-гуманитарные знания — это знания о человеке и общественных отношениях, о том, что окружает человека, что так или иначе оказывает прямое или опосредованное влияние на развитие как человека, так и общества.
      Профессиональная деятельность в этой области выходит на межличностные отношения, в ее основе лежит взаимодействие с людьми. Или, как говорят ученые, социально-гуманитарные профессии связаны с деятельностью в системе «человек — человек».
    Овладение искусством общения, которое во многом определяет профессиональную успешность, требует знаний о том, как выстроить диалог, как расположить к себе собеседника или аудиторию, как вызвать на откровенность замкнутого и, не задев самолюбия, не обидев, остановить излишне разговорчивого, как направить беседу в нужное русло и т. д. Вместе с тем данные знания вряд ли помогут в профессиональной деятельности, если одновременно с ними человек не приобрел соответствующих личностных качеств, к примеру таких, как уважение к чужому мнению, признание права другого человека на свою точку зрения, на свою позицию и ошибку, деликатность, искренность, естественность, гибкость и, разумеется, толерантность.
   К числу важных профессиональных качеств гуманитария относится и эмпатия, т. е. умение поставить себя на место другого и почувствовать, что ощущает собеседник или целая группа людей. Еще одной важной чертой профессий этого круга является то, что они несут в себе элементы творчества, предполагают способность к импровизации, готовность обнаруживать в привычном новые стороны, умение показать всем хорошо знакомый предмет, явление с неожиданной стороны.
  Гуманитарий должен знать, что окружающий мир неоднозначен и многообразен, что каждая человеческая личность уникальна и самобытна и имеет право на то, чтобы быть самой собой, непохожей на других, право на собственную судьбу и свое миропонимание. Еще одна общая черта — это постоянная учеба, которая не заканчивается никогда.
   Очень важны для будущего профессионала-гуманитария знания психологии, политологии, социологии, которые дает обществоведение, поскольку в своей совокупности они раскрывают многогранный мир человека и общества людей. Без овладения совокупными знаниями ряда социально-гуманитарных дисциплин невозможно стать профессионалом в этой области.

ПРОФЕССИЯ ПОЛИТОЛОГ

   Политология как наука имеет два направления: теоретическое и прикладное. Одним из направлений исследований является история политических учений, воззрений на политику, историю эволюции власти.
   Исследовательский арсенал политолога — это и анализ публикаций в различных изданиях, сравнительный анализ документов, под которыми подразумеваются не только политические программы, но и правовые документы, письма, выступления политиков. Для исследования какого-либо явления в развитии используется исторический подход.
       Результаты теоретической политологии используются прикладной политологией, которая, в свою очередь, дает богатейший материал для политической теории. Взаимное обогащение является особенностью любой науки, и политология здесь не исключение.
      Итогом исследований прикладной политологии могут стать различные политические проекты или, например, управленческие решения. Кроме того, ученые, работающие в области прикладной политологии, занимаются проблемами политического маркетинга, политического консалтинга, политической рекламы.
   Политический маркетинг — это разработка и проведение в жизнь различных политических акций, которые в определенной степени способствуют продвижению политических идей, делают их привлекательными для избирателей.  Политический консалтинг включает в первую очередь оказание консультационных услуг, предусматривающее, в частности, такие виды деятельности, как опросы общественного мнения, осуществление связи с общественностью. Продаваемый политологами продукт — это интеллектуальные услуги, в которых нуждаются те, кто стремится во власть или уже входит во властные структуры.

ПРОФЕССИЯ СОЦИОЛОГ

   Социолог — это специалист, который собирает и обрабатывает многообразную информацию о различных сторонах общественной жизни. Его исследования дают представления как об обществе в целом, так и об отдельных его субъектах, например фирмах, общественных организациях, социальных группах. 
   Опрос общественного мнения — это одна из важнейших и очень сложных составляющих социологических исследований. Столь же сложным является и составление анкет, поэтому к их разработке привлекаются специалисты. Их главная задача — сделать так, чтобы ответы на вопросы анкеты давали нужную и важную информацию. Полученные сведения обрабатываются с помощью специальных методик, анализируются, и на основе сделанных выводов составляются рекомендации. 
   В наше время трудно найти какую-либо сферу общественной деятельности, которая бы не нуждалась в социологических исследованиях. Для того чтобы провести социологическое исследование, помимо уже названного, нужно обладать обаянием, коммуникабельностью, уметь проявить заинтересованность, уметь не только слушать, но и слышать человека.
   Есть еще и социология теоретическая, занимающаяся исследованием проблем социальных групп, классов, слоев, проблемами межличностных и межгрупповых взаимодействий, природой различных социальных конфликтов и т. д. И точно так же, как взаимодействуют между собой теоретическая и прикладная политология, не могут обойтись друг без друга теоретическая и прикладная социология.
   В настоящее время социология — это бурно развивающаяся наука, сегодня эта профессия востребована и работу можно найти, правда не всегда хорошо оплачиваемую.

ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ

   Одна из задач психолога-профессионала — помощь людям, и этим занимается прикладная психология. Сегодня знания и умения психологов нужны прежде всего в чрезвычайных ситуациях. Их задача — вывести людей из состояния психологического шока, их реабилитация, восстановление нормального психического состояния. Помощь психологов нужна не только в экстремальных условиях. Психологи работают в школах, где в сфере их внимания оказываются дети с неадекватным поведением.
   Существуют психологические службы, в которые может обратиться любой человек, оказавшийся в сложной психологической ситуации: потрясение после потери близких, семейные проблемы, сложности на работе, постоянно преследующее чувство неуверенности и т. д. Работа социальных психологов востребована фирмами и предприятиями, руководители которых заинтересованы в стабильной и производительной работе коллектива. В этих случаях задачей социальных психологов является недопущение возникновения конфликтной ситуации, а если этого не удалось сделать, то их действия нужны для своевременного разрешения конфликта.
  Разумеется, работа в области прикладной психологии была бы невозможной без исследований теоретической психологии. Огромный вклад в мировую науку внесла в первой половине XX в. российская психологическая наука. Работы Л. Выготского, С. Рубинштейна, Л. Лурии, П. Гальперина, А. Леонтьева и многих других обогатили теоретическую и, как следствие, прикладную психологию.
   Как и в других научных областях, исследующих проблемы человека, основными методами исследования в теоретической психологии являются методы анкетирования, тестирования, интервьюирования, наблюдения, изучения психологической литературы и т. д. Естественно, что все эти методы отличаются от похожих методов, используемых в других науках.
   Сложности работы психолога во многом совпадают со сложностями, возникающими у профессионалов в других социально-гуманитарных областях. Так, теоретическим психологам далеко не всегда удается найти базу исследования. 

ПРОФЕССИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

   Профессия учителя — одна из самых древних. Слово «педагог» появилось у древних греков и в дословном переводе означает «воспитатель». Преподаватель, особенно школьный учитель, — это психолог, причем универсальный: ему надо знать, чувствовать, понимать ученика, класс, родителей. Кроме того, разрабатывая урок, вузовскую лекцию, необходимо знать психологию восприятия передаваемого знания, психологию усвоения учебного материала.
  Этап школьного обучения — это период интенсивного роста, становления личности. Учитель помогает этому процессу: обучает думать и понимать учебный материал, формирует у учащихся способы мышления, соответствующие современной культуре.
    В высшее учебное заведение попадает человек, уже подготовленный к тому, чтобы учиться самостоятельно, поэтому преподаватели вузов, в отличие от школьного учителя, не объясняют новый материал, а читают лекции. Особенность их деятельности связана не с передачей основ знания, а с введением в мир науки. Вузовский преподаватель также готовится к лекции, однако эта подготовка отличается от подготовки учителя: ему надо погрузить студентов в мир достигнутого наукой, в мир научного поиска, познакомить с нерешенными проблемами.
   Отличаются от школьного урока и студенческие семинары. Их задача — помочь студентам разобраться с вопросами, которые были непонятны. На семинарах студенты обучаются и элементам исследовательской деятельности, знакомят своих сокурсников с результатами своего научного поиска. Таким образом, семинар — это и обсуждение наиболее сложных лекционных вопросов, и выступление с докладами и рефератами, и практическая деятельность. 
   Профессия учителя и вузовского преподавателя — профессия востребованная, на сегодняшний день среди них нет безработных. Однако, несмотря на то что этот труд приносит радость и удовлетворение, тем не менее он связан с большим количеством сложностей.

ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
   Круг обязанностей социального педагога достаточно широк. В их задачу входит осуществление социальной защиты детей, оказавшихся в сложной ситуации, поэтому в сферу внимания социального педагога могут попасть как дети, живущие в семьях, так и дети, находящиеся в детских домах, приютах, интернатах. 
  Во всех случаях для оказания квалифицированной помощи ребенку необходимо провести целый комплекс мероприятий, направленных на выяснение причин его отклоняющегося поведения, которое может быть обусловлено самыми разными факторами. В ходе такого изучения социальный педагог должен выявить интересы и потребности ребенка, проблемы, вызывающие трудности психологического, интеллектуального, поведенческого характера. 
  Помощь, оказываемая детям, нуждающимся в защите, может быть разной и включать материальную, психологическую поддержку семьи, так же посредническая деятельность с организациями, учреждениями, целью которой является социальная защита.
   Наблюдая ребенка изо дня в день, социальный педагог нередко становится не только профессиональным помощником для решения различного рода проблем, но и настоящим другом, тем единственным человеком, которому можно рассказать о том, что наболело.
   Помимо социального педагога, есть специалисты по социальной работе. Это к ним обращаются комиссии по делам несовершеннолетних, школы, органы опеки и попечительства, общественность, а также социальные педагоги в том случае, если ребенка необходимо поместить в детский дом, приют или интернат, если необходимо оказать социальную помощь. Эти же специалисты организовывают общественную защиту прав несовершеннолетних правонарушителей, по требованию судьи предоставляют психолого-педагогическую экспертизу, выступают в суде в качестве их общественного защитника или в качестве третьего лица. В круг обязанностей специалистов по социальной работе также входит консультирование всех заинтересованных лиц по вопросам социальной защиты и решение такого сложного вопроса, как подготовка материалов по лишению родительских прав или об ограничении в родительских правах.
   Сложность, многогранность работы социальных педагогов и специалистов требуют качественного и разностороннего образования: знания психологии, педагогики, физиологии, социологии, юриспруденции и других учебных дисциплин, необходимых для данной профессии. Вместе с тем важнейшими составляющими данной профессиональной деятельности являются такие личностные качества, как чуткость, деликатность, эмпатия, терпимость. 
   Для того чтобы получить профессию, связанную с областью социально-гуманитарного знания, не всегда нужно поступать в высшее учебное заведение, некоторые профессии предполагают и среднее специальное образование.

Комментариев нет:

Отправить комментарий